музейный комплекс история Т-34

На главную...

ДОСКА ПОЧЁТА

Архангельский фонд Поиск

Имена из солдатских медальонов

Рабоче-Крестьянская Красная Армия

Старые газеты - сайт который переворачивает сознание!

 

Дорогой друг!

Добро пожаловать в первый в мире Музейный комплекс "История танка Т-34". "Чудо технической мысли". "Ласточка в танковых войсках". "Грозное оружие победы". "Лучший в мире танк". Как только ни называли "Тридцатьчетверку" - гордость танкостроителей и любимицу танкистов.

Музейный комплекс "История танка Т-34" не случайно возник на Дмитровском шоссе Подмосковья. В этих кроях жил и работал один из первых русских изобретателей танка В.Д.Менделеев. На лесной поляне под Дмитровым испытывался в 1917 году первый русский тяжелый танк Н.Н.Лебеденко. В дачных поселках этих мест после войны жили знаменитые танкисты и танкостроители: М.Е.Катуков, П.А.Ротмистров, В.М.Баданов, А.А.Бурдейный, Н.А.Кучеренко, А.М.Парчинский, П.С.Антонов, С.А.Иванов и др. Но главное, 6 декабря 1941 года с того самого рубежа, где стоит музей, батальоны танков Т-34 пошли в наступление на Лобню и Красную Поляну, занятую врагом. Такого количества "Тридцатьчетверок" оккупанты еще не видели. При входе в музейный зал две картины: слева - танкостроители, справа - танкисты. В истории танка они неразлучны: создатели боевой машины и те, кто воевал на ней.

Экспозицию 1 этажа музея открывает стенд "Предки танка". Веками люди искали средство для защиты и нападения во время боя. Рыцарь в латах и шлеме - древнейший предок танкиста. Дальше поиски шли по трем направлениям: броня, двигатель, гусеничный движитель. Лишь к концу XIX века с бурным развитием промышленности танк стал реальностью.

Первые танки

Они появились к началу первой мировой войны в разных странах. Судьбы их были разными. Царская Россия, охваченная революциями, не сумела реализовать идеи В.Д.Менделеева, А.А.Пороховщикова, Н.Н.Лебеденко.

Первые советские танки

"Борец за свободу товарищ Ленин" и 14 таких же машин, а также танки типа МС-1 (Т-18) (Малый сопровождения) были главными боевыми машинами в 20-х годах.

Харьков Рождение КБ

С ростом индустриализации в конце 20-х годов на Ленинградском заводе "Большевик" и Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна (ХПЗ) началась работа над новыми проектами. Конструкторская группа И.Н.Алексенко Изготовила средние гусеничные танки Т-12 и Т-24. Инженер С.М.Махонин показал образец Т-24 руководству РККА в Москве. Танк был отправлен в Харьков на доработку.

Быстроходные танки БТ

Военное руководство РККА всерьез рассматривало производство в СССР легких колесно-гусеничных танков: в США были закуплены два таких танка, типа "Кристи". Один экземпляр был отправлен на ХПЗ. Начальник конструкторской группы И.Н.Алексенко, не согласный с производством легкого танка, уволился с завода. В 1931 году на базе танка типа "Кристи" под руководством военного Инженера Н.М.Тоскино был создан легкий колесно-гусеничный танк БТ-2. В декабре 1931 года начальником КБ стал А.О.Фирсов. С ним молодые конструкторы прошли огромную техническую школу и получили опыт в работе. Под руководством Фирсова были созданы танки БТ-5 в количестве 1024 экз. и БТ-7-4089 экз. В 1936 году А.О.Фирсов, обвиненный во вредительстве из-за неполадок танков, был отстранен от руководства, в 1937 году - арестован.

Танки БТ в войсках

Танкисты любили быстроходные танки типа БТ, ласково называя их "Бетушками". В сравнении станками Т-26 Ленинградского завода "Большевик", танки типа БТ были надежнее, устойчивее, но водить их было труднее. Испытатель танков Е.А.Кульчицкий, не жалея сил и таланта, учил танкистов тонкостям управления. В его руках танк становился "летающей крепостью".

Ряд усовершенствований в конструкцию танков внесли сами танкисты. Среди них Н.Ф.Цыганов (БТ-ИС) и адъюнкт академия бронетанковых войск А.Я.Дик (БТ-20).

Великий организатор

28 декабря 1936 года в КБ ХПЗ им. Коминтерна на должность главного конструктора был назначен М.И.Кошкин - человек с большим опытом организационной и партийной работы.

Памятник Кошкину Михаилу Ильичу конструктору танка Т-34 и героям танкистам от благодарных потомков-земляков  Т-34-85 памятник Ярославское шоссе конструктору танка Т-34 Кошкину М.И.  Т-34-85 памятник Ярославское шоссе конструктору танка Т-34 Кошкину М.И.

Т-34-85 памятник Ярославское шоссе конструктору танка Т-34 Кошкину М.И.  Брынчаги село Родина Кошкина Михаила Ильича конструктора танка Т-34  Т-34-85 памятник Ярославское шоссе конструктору танка Т-34 Кошкину М.И.

Быстро разобравшись в сложной ситуации КБ, коллектив которого был в основном беспартийным, Кошкин поставил задачу: сохранив сотрудников, продолжить работу над проектированием перспективного танка, не оставляя текущего производства. Главное: на базе БТ создать новый танк, подходящий к дорожным условиям нашей страны.

В результате, после показа чертежей и макетов новых типов танка А-20 (колесно-гусеничный - модернизация танка БТ-7М) и А-32 (гусеничный танк нового типа) было принято решение изготовить их в металле и всесторонне испытать.

19 декабря 1939 года на заседании Комитета Обороны СССР было принято Постановление о принятии на вооружение РККА танка А-32 с присвоением ему на звания Т-34.

Победа и беда

В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из ворот ХПЗ им.Коминтерна своим ходом на Москву отправляются два танка Т-34. Среди опытных и надежных водителей-испытателей - главный конструктор М.И.Кошкин. Пройдя тяжелый заснеженный путь, оба танка приходят в Москву, отлично проходят испытания. 31 марта 1940 года их принимают в производство на заводах Харькова и Сталинграда. Пробег двух танков Харьков - Москва стоил Кошкину жизни: он сильно простудился в пути и 26 сентября 1940 года за 9 месяцев до начала войны его не стало.

Душа танка

После смерти М.И.Кошкина КБ возглавил А.А.Морозов. Его заместителем стал Н.А.Кучеренко. Британский премьер-министр У.Черчилль в 1945 году сказал: "Во второй мировой войне было три лучших оружия: английская пушка, немецкий самолет "Мессершмитт" и советский танк Т-34. Но если в первых двух случаях я знаю, кто их создал м как, то я ничего не знаю про Т-34: кем и как было сделано это чудо!"

Сердце танка

Дизель В-2 - великое изобретение времени, основанное на лучших достижениях мировой технической мысли. По сей день он считается непревзойденным. В музее его можно увидеть "вживую" и узнать его историю.

Война!

22 июня 1941 года гитлеровские войска переходят границу СССР и устремляются вглубь страны.

Подвиг танкостроителей

Завод им. Коминтерна продолжает выпускать танки Т-34 (с начала года было выпущено 1110 "Тридцатьчетверок") и готовится к эвакуации. Первый эшелон с конструкторами. Их семьями и чертежами уходит в середине сентября 1941 года. За ним идут еще 40 эшелонов. Путь лежит на Урал в Нижний Тагил, куда на Уралвагонзавод должны прибыть 5 заводов, эвакуированных из европейской части страны.

Все для фронта, все для победы!

Начинается то, что позднее назовут чудом: в невероятно тяжелых условиях жизни И работы, в цехах с незакрытыми потолками мужчины, женщины и подростки выпускают первые уральские "Тридцатьчетверки".

Танки идут на фронт

Великий ученый-сварщик, академик Е.О.Патон - на Уралвагонзаводе. Его метод автоматической сварки стали позволяет ускорить процесс, а значит увеличить количество выпускаемых танков.

КБ-520 продолжает работу над модернизацией Т-34: совершенствуется башня, усиливается вооружение (пушка была 76 мм - стала 85 мм). 12 апреля 1942 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР присуждается Сталинская премия 1 степени М.И.Кошкину (посмертно), А.А.Морозову, М.А.Кучеренко.

Союз тыла и фронта

Вся страна помогает производству "Тридцатьчетверок". На народные деньги создаются танковые колонны.

Т-34 - совершенная машина

Ее можно чинить прямо у фронтовой полосы. Это помогает танкистам - они не знают простоя.

Танковые заводы - фронту

Еще на пяти заводах страны, кроме Уралвагонзавода, по чертежам КБ-520, внося свои дополнения и усовершенствования работают люди, выпуская танки Т-34. До последнего действует Сталинградский тракторный, находясь во вражеском окружении.

Танки Т-34 получают боевое крещение в боях под Москвой, осенью и зимой 1941 года, на полях сражений заставляют оккупантов отступать от столицы. На советской медали "За оборону Москвы" не случайно изображена "Тридцатьчетверка". Именно она сыграла не только тактическую, но и стратегическую роль в обороне столицы.

Танковый кошмар Гитлера

На третий день войны с Советским Союзом фюреру докладывают о захваченных в плен двух танках: тяжелого КВ и среднего Т-34. Гитлер в панике. До сих пор он ничего не знал об их существовании. Он приказывает повернуть на Харьков танковую армию генерала Х.Гудериа на, находящегося уже в 300 км от Москвы, говоря: "Мне Харьков важнее, чем Москва". Фюрер хочет уничтожить завод, производящий танк Т-34. Не внимая уговорам своих генералов, в конце августа 1941 года, Гитлер поворачивает армию Гудериана на юг, чем дает возможность советскому командованию выиграть время и укрепить свои позиции. Лишь осенью, осознав ошибку, фюрер отправляет танки Гудериана в сторону Москвы, но время потеряно, советский фронт укреплен и осенняя российская погода не благоприятствует гитлеровским войскам.

В центре экспозиции 2 этажа диорама "Лобня. Наступление. 1941 год" (автор - заслуженный художник России, лауреат Государственной премии, член студии ИМ. Грекова Е.А.Корнеев) в художественной форме рассказываете событиях 6 декабря 1941 года. Участник боев, командир артиллерийского расчета Гайк Шадунц (у пушки разговариваете генералом) поставил свою пушку вблизи дома Евдокии Ивашенковой, матери пятерых сыновей. Он рассказывал: "Это был прекрасный день. От леса и до другого леса по всей местности шли войска. На лыжах. Без лыж. В полушубках белых. И танки, танки Т-34". Персонажи левого угла диорамы - реальные люди. Генерал назвал себя Шадунцу: "Как тебе сказать, фамилия моя Король..."

Танкисты - солдаты, офицеры, генералы, маршалы бронетанковых войск - всех их объединяли танки, среди которых "Тридцатьчетверка" была любимо и машиной. Каждый из этих людей достоин внимания и светлой памяти: они защитили мир. Многие - ценой жизни. Но в музее "нельзя объять необъятного". Среди командующих танковыми армиями выделялся один. Современники называли его "Генерал Хитрость". Потомки называют - "Великий танкист XX века".

Михаил Ефимович Катуков - командир Первой гвардейской танковой бригады, а затем и армии, маршал бронетанковых войск, дважды Герой Советского Союза. В экспонатах музея, посвященных ему, он сам рассказывает о боях под Москвой, о своей дуэли с немецким генералом Гудерианом, о героях-катуковцах. И о танке Т-34, на котором с боями дошел до Берлина.

Танкисты. Сколько их было! Как рассказать обо всех?

"Три танкиста, три веселых друге, экипаж машины боевой" - слова популярной песни дали имя стенду "Три танкиста". Из разных экипажей боевых машин эти трое. Не были они 5 друзьями - вообще не встречались. Их объединяет одно - любовь к "Тридцатьчетверке".

Внимательно прочитайте историю жизни и строки из писем Дмитрия Кабанова. С 19 лет он в танке. Какими только именами не называет он свою машину: "Таня, Татьяна, Коломбина, Аргентина"... Он и водил Т-34, и ремонтировал их, и погиб в "Тридцатьчетверке", когда, сам раненый, вывозил на танке группу раненых бойцов из окружения.
Сергей Орлов. Знаменитый советский поэт был танкистом в годы войны. Дважды горел в танке. В мирное время написал сценарий знаменитого фильма "Жаворонок", где главный герой - танк Т-34. Из его стихотворений, посвященных танкам и танкистам, можно составить отдельную книгу.
Леонид Карцев. Прошел войну на Т-34. После окончил бронетанковую академию, был распределен в КБ Нижне-Тагильского Уралвагонзавода. Стал главным конструктором. Под, его руководством создавались такие танки, как Т-54, Т-54А, Т- 72. Много оружия второй мировой войны стоит на дорогах и в городах разных стран мира, но больше всего танков-памятников Т-34. Об этом рассказывает карта и фото на стенде "Танки-Памятники".

И наконец - ЗЕМЛЯ. Политая кровью, перепаханная колесами и гусеницами, взрытая снарядами и бомбами, она привезена в Музей из разных мест страны, где шли танковые бои.

После осмотра музея - выход к танку на пьедестале. Т-34-76 1942 года выпуска. Танк подарен музею Московским физико-техническим Институтом.

Стихи на мраморной доске перед танком принадлежат танкисту, писателю и поэту Михаилу Дичарову.

* * *

На стендах и в шкафах музея вы сможете рассмотреть модели и макеты танков БТ, Т-34 различных модификаций, немецкие танки. Познакомитесь с родословным древом великой машины. Увидите стенд со сравнительной характеристикой Т-34 и средних танков других стран. Увидите уникальные подлинные вещи танкостроителей и танкистов.

Сможете посидеть за рычагами тренажера: танка Т-34 и "поводить" танк на современном электронном тренажере танка Т-72, наследника танка Т-34.

И, наверное, еще не раз придете в музей истории великой машины, чтобы прикоснуться ко времени, которого больше не будет, и поклониться подвигам тех, благодаря кому мы сегодня живем на земле.

Часы работы музея: суббота, воскресенье - с 11-00 до 18-00. Групповые экскурсии: ежедневно, кроме понедельника. Тел. для справок: 577-11-05 Пейджер: 961-33-33 аб.20563


Свежие новости:

6 декабря 2002г. Свердловская область ИА Regions.ru

В цехах "Уралвагонзавода" идут съемки документального фильма о легендарном танке Т-34.

6-7 декабря 2002 года на ГУП ПО "Уралвагонзавод" (УВЗ) проходят съемки полнометражного документального фильма "Баллада о Т-34". Киноленту продолжительностью 1,5 часа снимает группа московской киностудии "Крылья Родины". Съемки ведутся в металлургическом и вагоносборочном цехах предприятия, на базе которых в годы Великой Отечественной войны производился легендарный танк. В них принимают участие 14-15-летние учащиеся заводского профтехучилища — их сверстники делали танки в годы войны.

Танк Т-34 одолжен съемочной группой у заводского музея. Выпущенный в 1943 году, он участвовал в боевых действиях, после чего был доставлен в Нижний Тагил. После реставрации танк стал украшением музея, по-прежнему оставаясь действующей боевой единицей. Стоит отметить, что премьерный показ "Балады о Т-34" состоится летом 2003 года.


15 сентября 2003 год: В танковом музее - пополнение: самоходка СУ-100

В танковом музее у деревни Шолохово появился новый экспонат - самоходка СУ-100. Эта машина - участник многих сражений Великой Отечественной войны. А самые старые экспонаты музея - фрагменты русского танка, испытанного в 1917 году.

В танковом музее у деревни Шолохово - пополнение. На смотровую площадку установлена самоходка СУ-100. Во время Великой Отечественной она воевала бок о бок с легендарным танком Т-34 и создавала ему надежную огневую поддержку. Снаряд с расстояния в 1000 метров пробивал под прямым углом броню немецких танков. По словам президента музейного комплекса Ларисы Васильевой, "выяснить точную боевую историю нового экспоната работникам музея еще только предстоит".

Проследить боевой путь всех машин и воевавших на них людей музейные работники считают своей главной задачей. Из экспедиции в Нижнем Тагиле недавно привезли подлинные чертежи деталей Т-34, подписанные лично Кошкиным, Морозовым и Кучеренко. В 1942 году эти конструкторы получили Сталинскую премию за разработку своего непревзойденного танка. В коллекции музея есть только одна легендарная "тридцатьчетверка". Она участвовала в битве под Москвой, а потом несколько десятилетий простояла в пионерском лагере. Это одна из первых модификаций знаменитого танка. Он оснащен 76-миллеметровым башенным орудием. В середине Великой Отечественной войны его заменят на более мощное - Т-34 станет лучшим в мире средним танком.

Остальные экспонаты музея можно назвать "внуками" прославленной боевой машины. Они состояли на вооружении Советской армии в 80-х годах. Некоторые танки воевали в Афганистане. Как рассказали сотрудники музея, пригонялись они на специальных транспортных машинах; одна из них застряла в болоте недалеко от музея, там лежит. Для того, чтобы установить танки, в деревню привозили специальный кран весом более 120 тонн, чтобы он мог спокойно поднять танк и поставить его на площадку.

Самое большое желание музейщиков - пополнить коллекцию предшественником Т-34 советским легким танком БТ начала 30-х годов. Пока же самая старая находка - фрагменты первого русского танка, который испытывали под Дмитровом еще в 1917 году.
Дмитрий Степанов


11 марта 2004 год: Нижнем Тагиле прошла презентация фильма «Легендарный Т-34», снятого на московской киностудии «Крылья Родины».

Работа над фильмом шла почти два года. В фильме были использованы фрагменты документальной хроники, свидетельства ветеранов войны и труда, собиравших танки и воевавших на Т-34. В фильме впервые прозвучали воспоминания ветеранов-немцев, сражавшихся на стороне фашистской Германии. По словам директора киностудии, авторы фильма посетили Кубу и страны Африки, где этот танк до сих пор находится на вооружении. Песню «Легендарный Т-34», написанную специально для фильма Александром Шагановым, исполнил солист группы «Любэ» Николай Расторгуев.

Музейный комплекс История танка Т-34  Музейный комплекс История танка Т-34  Музейный комплекс История танка Т-34

Музейный комплекс История танка Т-34  Музейный комплекс История танка Т-34

Музейный комплекс История танка Т-34  Музейный комплекс История танка Т-34  Музейный комплекс История танка Т-34

Музейный комплекс История танка Т-34  Музейный комплекс История танка Т-34  Музейный комплекс История танка Т-34

Музейный комплекс История танка Т-34  Музейный комплекс История танка Т-34

Музейный комплекс История танка Т-34  Музейный комплекс История танка Т-34  Музейный комплекс История танка Т-34

Музейный комплекс История танка Т-34  Музейный комплекс История танка Т-34

В центре экспозиции 2 этажа диорама Лобня. Наступление. 1941 год (автор - Е.А.Корнеев)   Персонажи левого угла диорамы - реальные люди. Генерал назвал себя Шадунцу: Как тебе сказать, фамилия моя Король...  Это был прекрасный день. От леса и до другого леса по всей местности шли войска. На лыжах. Без лыж. В полушубках белых. И танки, танки Т-34

* Вся информация взята из рекламного проспекта Музея Т-34
ГВА "Искатель" не несет ответственности за содержание данной публикации.
Фото А.Царьков, П.Васильев

 

Идея, дизайн и поддержка:
Александр Царьков,
ИскателЬ © 1988-2016

Rambler's Top100 TopList